НЕМНОГО О БОЛЬШИХ ИДЕЯХ
На сегодняшний день на рынке, в условиях постоянного роста конкуренции, все больший и больший вес приобретают идеи. Как следствие, менеджмент должен развивать культуру и открытость для нового мышления так, чтобы большие идеи – решения для практических проблем, которые действительно меняют жизнь людей - имели шанс на возникновение. Большие идеи оригинальны; они соответствуют времени и являются подтверждением истины. Их можно узнать по их податливости, по тому, как им находят применение в различных областях. И они работают.
Мы все знаем, что может сделать большая идея. Нам только не всегда известно, как найти идею или как узнать ее, когда она еще совсем молода и является всего лишь маленькой идеей.
Большие идеи захватывают воображение публики. Они могут открывать новые рынки или составлять какую-либо новую его часть. Большие идеи могут подразумевать большие награды. Профессионалы нуждаются в силе идей, чтобы продемонстрировать ценность своих знаний. И самое главное, что поняли все спустя многие годы: идеи могут продвигать бизнес.
Стивен Джобс показал, насколько прибыльно вложить мощь компьютеров в кончики пальцев рабочих. Рэй Крок научил, что гамбургеры быстрого приготовления и закусочные, прячущиеся в каждом углу и в каждой щели США, могут быть большим бизнесом.
Большие идеи – это во всех смыслах уникальный феномен нового времени. История наполнена великими мыслителями, которые через силу своих идей двигали человечество вперед. Такие люди больших идей приходят изо всех слоев общества. Это те жители Земли, которые отслеживают, о чем думает общество, и в этом направлении меняют мир.
Сэмьюэл Эдамс потратил около 20 лет своей жизни, преследуя одну единственную цель: независимость для американских колоний. Создание новых народов вне колоний – было всего лишь зачатком идеи того времени. Но Эдамс никогда не колебался, сочетая интеллектуальные и человеческие ресурсы, чтобы претворить мечту о независимости в жизнь.
Гений Генри Форда – это его представление о выпуске заслуживающего доверия, дешевого транспортного средства взамен лошади – безлошадной повозке. Форд первым изобрел конвейер и создал качественный продукт, который мог позволить себе средний покупатель, включая рабочих. И с тех времен ничего не изменилось.
Каждый из этих мыслителей предложил большие идеи, которые работали в течение многих поколений. И каждое поколение стремилось к большему, - в конце концов, все для того, чтобы послать людей на луну. Это стало наследием президента Джона Ф. Кеннеди и триумф технологий США. Но больше, чем что бы то ни было, космическая программа отвечала стремлениям своего поколения – и именно поэтому исследование космоса – одна из великих идей нашего времени.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
При сравнении, многие большие идеи в бизнесе кажутся тривиальными. Но они действительно меняют жизнь людей и решают важные практические задачи. Возможно, это и есть лучшее определение великой идеи: решение проблемы, которое вносит действительные изменения в человеческое существование. Это могут подтвердить несколько примеров.
Эдвард Лэнд создал Polaroid на основе двух важных желаний потребителя: радости от семейной фотографии и желании немедленного удовлетворения любопытства. Внимание Лэнда было захвачено, когда его трехлетняя дочь спросила, почему она не может увидеть фотографию, которое он только что сделал.
С этой же точки зрения, добавление дворников на безлошадную повозку мистера Форда сделало путешествие безопаснее, что являлось настоящим преимуществом в то время. С того дня, в дизайне дворников произошли совсем небольшие изменения.
Или другой пример. Два поколения родителей нуждались в чистых, здоровых, одноразовых пеленках. Маркетинговые умы Procter & Gamble , мастера наблюдения и воплощения в жизнь потребностей потребителя в практичных, ежедневных продуктах, поняли нечто базовое в человеческой природе: возьми противную работу на себя и сделай ее легкой для других.
А вот Анита Роддик нашла путь, как соединить желание потребителя обладать хорошим здоровьем и красотой с широко распространенной идеей о заботе об окружающей среде, с помощью дезодоранта для тела. С ее легкой руки продукт и упаковка демонстрируют дружественность окружающему миру. Реклама подобных средств достигает цели с помощью образов и пунктов, которые обращены прямо к потребителям, поборникам «зеленых».
Также примером большой идеи, выполненной в коммуникационной программе, - может служить банальная мысль о том, на кого похожа ваша собака. Подобная идея позволила создать принципиально новую марку собачьей еды и запустить новый бренд. Средством воздействия, выбранным для того, чтобы захватить внимание публики, явилась истина, над которой размышляют многие хозяева: неужели мы с моей собакой похожи? Этот поиск такой счастливой пары хозяина и собаки помог запустить дорогой по цене продукт в переполненной товарной группе и вновь задеть ту струну человеческой души, которой пользуется столько рекламистов.
Как видим, большие идеи содержат в себе две составляющих: они решают практические задачи и отвечают человеческим стремлениям. Поэтому когда в следующий раз младший менеджер приходит в комнату для обсуждений накануне важной презентации и спрашивает: «Где Большая идея?», нужно понимать, что же было спрошено на самом деле. Итак, «большая» - это значит «что-то, что внесет изменения;»; а «идея» - это «что-то, что решает практические задачи, которые мы имеем – и заключает в себе истину».
ГОВОРЯ О КРИТЕРИЯХ…
Мы можем помочь пониманию больших идей с точки зрения менеджмента, определяя критерии, с помощью которых можно узнать идею, как говорится, в лицо:
Великие идеи оригинальны.
Они могут быть очевидными или, наоборот, совсем неясными решениями проблемы, но они всегда результат оригинального мышления.
Инженеры Крайслер знали, они на пути к чему-то новому, когда перегородили пикап с помощью фургона и пришли к новой модели транспорта для всей семьи, мини-фургона. Это обеспечило роскошь машины с крепостью и площадью фургона.
Великие идеи соответствуют времени.
Легкое пиво привнесло нечто новое в пиво…менее насыщенное. Попытка ранее продвигать малокалорийное пиво провалилась, потому что мужчины не заботятся о диетах. Однако идея о «менее насыщенном» пиве была приемлемой, особенно когда расхваливалась бывшими солдатами, которые смогли свести на нет клеймо менее «мужественного напитка».
Косметика L ' Oreal , наоборот, увидела стареющее поколение и заговорила с женщинами, прямо взывая к физическому вознаграждению с помощью слогана: «Это стоит больше, но я этого достойна».
Великие идеи подтверждают вселенскую истину.
Качество, которое сделало лозунг «Я хотел бы купить кока-колу для всего мира» провозглашающим любовь, таково потому, что выражало чувство мира, которое было понятно всем. Подобный продукт стал точкой соприкосновения между людьми, потому что легче любить того, кто рядом, чем безликую нацию.
Великие идеи податливы.
Всегда нужно помнить, что настоящим решениям находится применение во многих областях. Именно поэтому даже реактивные самолеты Конкорд имеют дворники.
Великие идеи работают.
Патент может уже давным-давно закончиться, но скрепки для бумаг до сих пор скрепляют документы во всем цивилизованном мире.
Однако существует определенное обстоятельство, целиком и полностью относящееся к последнему утверждению: менеджмент не сможет узнать, работает ли идея, пока ее лично не попробует. Поэтому хорошая идея становится великой идеей только после свершения факта. Это знание важно, если бизнес по-настоящему хочет создать вокруг себя среду, в которой ценятся большие идеи. Тогда выявление потенциала идеи уже на ранних этапах превращается в хорошую интуицию, ведь слишком многие менеджеры губят прекрасные идеи прежде, чем у последних появляется шанс стать великими.
СОЗДАНИЕ БОЛЬШИХ ИДЕЙ
Большие идеи берут свое начало в настоящей потребности потребителя в информации, причем наравне с продуктами, которые делают нашу жизнь легче. Общительные люди могут сотворить лучшие свои идеи, становясь мыслителями-аутсайдерами. При этом создание идеи, всего лишь полагаясь на интуицию, но которая способна изменить жизнь людей – намного важнее, чем простое понимание того, «как делаются дела» в компании.
Наиболее сильные идеи содержат в себе как рациональные, так и эмоциональные элементы. А все мы понимаем, что человека можно убедить с помощью причины и мотивировать с помощью эмоций. Именно поэтому великие идеи обладают и тем, и другим.
Для людей, занятых в бизнесе, можно предложить следующий тест на готовность работать с большой идеей:
Смогу ли я позволить идеям видоизменяться, а не «убивать» их до того, как у меня появится шанс увидеть то, что они могут делать?
Есть ли у меня силы для того, чтобы поддержать идею и апробировать ее?
Могу ли я иметь дело с тем, что мне кажется абсурдным, и уважительно относиться к этому?
Позволю ли я фактору неожиданности играть роль в моем бизнесе или я должен контролировать все варианты?
Могу ли я предпочесть, допустить в свой бизнес нонконформистов?
Готов ли я рискнуть и позволить себе и моим людям проиграть?
Могут ли я открыть свое сердце тому, что происходит в мире, и стать более сконцентрированным на одном течении жизни?
УПРАВЛЕНИЕ КРЕАТИВОМ
Если менеджер может ответить на все эти вопросы положительно, то есть хороший шанс, что великая идея посетит этот бизнес. Однако затем уже проблема станет управлять им. При этом лучшие идеи могут смягчать стратегии. Это удивительная особенность больших решений: можно использовать стратегии, чтобы сфокусировать идеи, а затем для того, чтобы убить их.
В частности, Билл Бэйкер, бывший вице председатель и исполнительный директор компании Spielvogel Bates Worldwide , Inc . пишет, что многие клиенты сразу же осуждают идею, не позволяя ей даже «проявить себя». Он говорит о том, что идеальная ситуация – это когда клиент и агентство работают вместе, чтобы развить «базовую идею». Затем клиент может реагировать на использование уже этого решения, оценивая творческое отступление от первоначального варианта. Работа в команде, которую Бэйкер называет «семейной идеей», может также выявить характер некоторых взаимоотношений. Но самое главное - это дает наилучшие результаты.
Принимать к сведению, как кажется на первый взгляд, абсурд очень тяжело. Но пока менеджеры не воспримут всей нелепости, они никогда не откроют настоящих инновационных идей. Если профессионалы только исследуют идеи, которые «ожидаются», они чуют лишь безопасные кампании, которые могут не решить реальных проблем.
К примеру команду Майти Дакс в НХЛ уж никак не назовешь «безопасной» кампанией. В свое время такое название хоккеисты Майти Дакс получили по Диснеевскому фильму для детей. Причем многим игрокам, которые пришли в команду после ее расширения, не нравилось ее имя. Фанаты и медиа же пренебрежительно молчали. Но Майкл Эйшер, председатель компании Дисней, которая обладает правом на новую команду, строго придерживался одного правила: сделай это забавным и люди потянутся. А кто лучше знает, как развлечься, если не Дисней?
Вскоре "Чикаго Трибьюн" напишет: «Меньше, чем за год Майти Дакс стали корпоративным и менеджерским примером не только того, как можно оживить умирающую игру, но и для спортивных команд, которые возглавляют в 21 веке конкурирующую для действующего по собственному усмотрению доллара американского покупателя… Майти Дакс преодолели препятствия, ту пропасть, которая была между спортом и индустрией развлечений. Они соединили забаву и веселье с мужественной маркетинговой формулой, которая появилась как проект будущего…Что считалось глупым и высмеивалось в НХЛ, теперь стало успешным».
Сегодня Майти Дакс представляют более 80 % всех товаров НХЛ, продаваемых на стадионах или в 200 Дисней магазинах по всей Северной Америке.
Майти Дакс превратились из абсурдной идеи в великую, потому что Майкл Эйшер был готов рискнуть и посмотреть, что получится, если ее развить. Однако вы можете сделать это, если вы являетесь председателем. Но как много идей, подобных Майти Дакс, принимают на себя удар или бывают незаслуженно пропущены менеджерами, которые действуют очень осторожно и сосредотачиваются только на том, что отвечает их видению мира?
Эйшер же утверждает, что подростки любят провести вечер вне дома, к тому же все они - следующее поколение фанатов хоккея. И чтобы показать, насколько хорошо Дисней управляет своими большими идеями, сиквел также популярен, как и оригинальный фильм.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Люди могут прибавить ценности тому, что они делают, воспринимая силу и мощь идей и управляя процессом их создания. Но это только часть сложной задачи. Великие идеи должны исходить, прежде всего, из реальных потребностей и адресовываться определенной проблеме. Это наивысший стандарт, к которому мы все должны стремиться. |
|