Гостевая книга
Ссылки
Видео
Информация
Группы
Литература
Курсовые
Чат
|
ЭФФЕКТИВНЫЕ КОМБИНАЦИИ ЦВЕТА
Реклама, как известно, двигатель прогресса, а вместе с ним и торговли. Вообще искусство рекламы и заключается в том, чтобы суметь проникнуть в подсознание, уметь возбудить подсознание потенциального потребителя, уметь активизировать побуждение, желание иметь. При этом в рекламе должна присутствовать психологическая заправка, ведущая к инстинктам, акцент должен делаться не на характеристики товара, а на показателях, имеющих значение для покупателя. Немаловажную роль в возбуждении такого интереса, основанного на инстинктах, играет, как ни странно, цвет. Цвет, который является, чуть ли не главным критерием в оценке той или иной марки товара и впечатления, производимого им.
Итак, поговорим о четырех важных сферах человеческого бытия, где цвет должен использоваться с максимальной эффективностью: это реклама в Глобальной Сети Интернет, реклама в печати, на телевидении и создание имиджа.
Интернет
На сегодняшний день рекламная индустрия в Интернет развивается довольно-таки быстро, прилагая максимум усилий к тому, чтобы завоевать электронное пространство и сделать его обширнейшим полем для деятельности. Многие компании, создающие в Сети свои сайты и размещающие баннерную рекламу, стремятся максимально эффективно использовать все те приемы, которые характерны для телевизионной и печатной рекламы. Объясняется это тем, что Интернет, как способ привлечения покупателя, появился совсем недавно и, в принципе, является наиболее интересным полем для экспериментов.
Итак, какие же основные приемы использует рекламодатель, размещая свою рекламу в Сети.
Во-первых, размер баннера, потому как большое объявление способно привлечь максимум внимания, а маленькое даже остаться незамеченным. Однако габариты не решают все. Зачастую огромный баннер, выполненный совершенно в невообразимых тонах, способен не только не заинтересовать, но и просто вызвать антипатию, тогда как маленькое объявление приведет заинтересованного покупателя на тот или иной сайт. Получается, что наравне с размером на человека воздействует еще и цвет и правильно подобранная цветовая гамма.
Обратимся к науке. Согласно результатам, полученным в ходе многочисленных психологических экспериментов, учеными был сделан вывод, что цвет определенным образом влияет на восприятие человеком веса тела, температуры помещения и оценку удаленности объекта.
Так, к примеру, красный, желтый, оранжевый цвета визуально приближают предмет, увеличивая его объем и как бы «подогревая» его. Голубой, синий, фиолетовый, черный — визуально отдаляют объект, уменьшают и «охлаждают» его. Поэтому, выбирая тот или иной цвет для рекламы товара, следует оценить его с точки зрения этих параметров.
К тому же, восприятие цвета зависит от эмоционального состояния человека. Именно этим объясняется тот факт, что человек, в зависимости от своего эмоционального состояния, расположен к одним цветам, равнодушен к другим и не приемлет третьи. Эти закономерности открыл Макс Люшер в середине нашего века.
Создавая свой цветовой тест, Люшер исходил из того, что восприятие цвета у человека сформировалось в результате образа жизни и взаимодействия с окружающей средой на протяжении длительного периода исторического развития. Сначала жизнь человека определялась главным образом двумя факторами, не подлежащими произвольному изменению: ночью и днем, светом и тьмой. Ночь означала условия, когда активная деятельность могла прекращаться. День требовал активных действий — поиска пищи, элементарного обустройства. Поэтому темно-синий цвет ассоциировался у человека с ночным покоем, а желтый — с солнечным днем и его заботами. Красный цвет напоминал о крови, пламени и связанных с ними ситуациях, требующих высокой мобилизации, активности. Отношение к цвету определялось характером жизнедеятельности многих поколений, обретая устойчивость, а любое проявление жизнедеятельности в свою очередь всегда сопровождалось тем или иным эмоционально окрашенным состоянием. Поэтому и отношение к цвету всегда было и остается эмоциональным.
Нужно сказать, что наиболее часто в Интернете используются не столько основные цвета, сколько их оттенки.
Известно, что темные цвета зрительно воспринимаются как черные. Оперируя в светлых тонах глаз человека различает самые тонкие переходы как от цвета к цвету, так и от света к тени. Темные тона нашим глазом различаются гораздо хуже. Особенно, если эти цвета сочетаются со светлыми тонами. А вот если расположить совсем рядом два темных оттенка, то различие между ними можно уловить, иногда довольно легко. Для этого необходимо, чтобы вся страница или баннер были построены на оттенках темных цветов. Тогда можно добиться максимального эффекта.
Всегда нужно помнить о том, что каждый цвет имеет свой тон, т.е. определенную степень светлоты. И поэтому любую форму можно построить цветом определенного тона. И если на экране телевизора или компьютера цвета имеют свой свет, то в печатной или щитовой рекламе они светят отраженным светом, а это накладывает определенные свойства - рефлексы, гамму окружающей среды, отражающие свойства материала, на котором изготовлена реклама, и многое другое. Поэтому при создании рекламных баннеров в Интернете нужно учитывать тот факт, что разные мониторы немного искажают цвета, поэтому обыкновенный красный может оказаться ярко-алым, а нейтральный желтый чуть ли не салатовым. Чтобы такое случалось как можно реже, программистами создаются специальные программы и таблицы цветов, которые не видоизменяются на разных мониторах.
Основными цветами при построении любой гаммы или палитры являются красный, желтый и синий. Смешением этих трех цветов можно получить любой другой цвет или оттенок. По этому принципу работают мониторы, телевизоры, цветные принтеры и полиграфические машины. Производными называются цвета, полученные в результате смешения двух соседних основных цветов. Красный и желтый дают оранжевый, желтый и синий дают зеленый, синий и красный дают фиолетовый.
Однако каждый основной цвет имеет еще и дополнительный производный. Красный - зеленый, синий – оранжевый, желтый - фиолетовый.
Конечно, наиболее часто используемым в рекламе цветом является красный, как символ решительности, побуждения к действиям. Данный цвет, как никакой другой, способен быстро привлечь к себе внимание, зафиксировать взгляд на предмете рекламы. Однако в Сети красный цвет используется нечасто, потому что обилие красных оттенков на экране монитора может настроить человека на агрессивный лад и постоянно «действовать на нервы».
Как следствие, при создании баннеров используют не менее сильные по степени воздействия цвета. К примеру, желтый цвет, который настраивает покупателя на коммуникабельность. Это цвет открытости и общительности. Он способен «наделить» предмет интеллектом, поэтому рекламу товаров типа «хайтек» лучше всего сделать в желтом. К примеру, поисковая система Яndex использует этот цвет в оформлении своего сайта, чем несомненно вызывает доверие потенциального пользователя. А вот Rambler наоборот делает основной акцент на синем цвете, цвете, который помогает сконцентрироваться на самом необходимом. Многие рекламщики помнят о том, что синяя деталь в каталоге или рекламном проспекте сразу привлечет к себе внимание и, в отличие от красной, никогда не вызовет отрицательных эмоций. Поэтому рекламный баннер, выполненный в синих тонах, привлечет к себе больше внимания и не вызовет раздражение.
Примерно таких же принципов придерживаются и создатели печатной рекламы.
Реклама в печати
Первое, что бросается в глаза при прочтении рекламного объявления, - цветовая гамма. Вообще общий принцип построения любого печатного объявления – модуль (заголовок) должен выделяться и не должен раздражать. В этом плане не рекомендуется пестрая расцветка, причем, чем меньше габариты модуля, тем больше раздражение от цветового разнообразия. Чрезмерная загрузка синим, зеленым и красным может привести к тому, что взгляд на таких модулях задержится совсем не надолго, к тому же это мешает считыванию информации. Наиболее приемлемый вариант - три цвета (черный учитывается). Насыщенность цвета также играет немалую роль. Бледные (а не пастельные) цвета снижают уровень заинтересованности. Черно-белые заголовки вообще не рекомендуется размещать в цветной среде, - они воспринимаются как фон и больше способствуют укреплению имиджа конкурентов, чем запоминаемости фирмы-рекламодателя. С другой стороны, достаточно выигрышно воспринимается реклама, играющая оттенками одного цвета. Хорошо смотрится черный шрифт на базе градаций серого. На таком фоне любая, желательно небольшая цветная вставка, выглядит достаточно выигрышно и запоминается. Практически всегда срабатывают так называемые «ловушки для внимания» - неперегруженные модули с мягкой расцветкой.
Также особую осторожность следует проявлять с «агрессивными» цветами - красным, черным, темно коричневым: они угнетают. При их неумеренном использовании возникает крайне негативная реакция. Агрессивные тона просто вынуждают идентифицировать модуль, как рекламу воинствующей организации. Как показывают исследования, наиболее узнаваемой рекламой сейчас является реклама в метро. Однако рекламщики, использующие в заголовках именно такую гамму цветов зачастую обрекают свое печатное объявление на неудачу.
При создании рекламного объявления нужно всегда помнить о том, что максимальной чувствительностью для глаза обладает желто-зеленый цвет, причем самым ярким цветом в печатной рекламе является именно желтый. Использование данного цвета всегда привлечет к себе внимание и не станет раздражать глаз так, как красный. Можно также использовать и оранжевый цвет, который помогает вызвать прилив жизненных сил, дает оптимистический тонус. Он прибавляет активности, но при этом дает ощущение внутреннего равновесия и душевной гармонии.
При этом, всегда нужно помнить, что светлый текст на темном фоне воспринимается и читается лучше, чем темный на светлом. Так, например, желтый текст на черном фоне – это оптимальное сочетание, а вот белое на голубом еще больше привлекает внимание, так как ассоциируется с голубым небом.
Иногда при создании рекламного объявления можно воспользоваться приемом пустого листа – белый лист без надписей, в углу мелким шрифтом указывается сообщение (только в газетах или на защищенных стендах). Он тоже достаточно эффективен.
Существует еще один вид рекламы, который оказывает на потребителя не меньше влияния, чем и все остальные – это реклама на телевидении.
Реклама на телевидении.
Телевизионные объявления включают в себя изображения, звук, движение, цвет и поэтому оказывают на рекламную аудиторию значительно большее воздействие, чем объявления в других средствах массовой информации. Реклама на телевидении становится все более интересной, информативной и вместе с тем сложной и дорогостоящей в производстве, особенно если основывается на компьютерной графике.
Недостаток телерекламы в том, что во время ее трансляции внимание потенциального потребителя должно быть сосредоточено на экране, в ином случае рекламное обращение не будет воспринято. Телевидение дает возможность широкомасштабной рекламы товаров массового потребления, но неэффективно для промышленных товаров.
Однако и при создании рекламного ролика также необходимо учитывать цветовую гамму и каким образом один цвет может сочетаться с другим. К примеру, в рекламе медикаментов очень часто используется зеленый цвет, как цвет, который все смягчает, снимает остроту переживаний. Зеленый оказывает целительное, расслабляющее действие. Это цвет самой природы. Используя его, рекламодатель невольно взывает к древним инстинктам человека.
Причем в видеороликах наиболее эффективно смотрится желто-зеленая гамма. Она способна привлечь внимание потребителя к товару, вызвать его интерес.
Не менее хорошо смотрится и сине-голубая гамма. Используется она при создании видеороликов, посвященных средствам гигиены (дезодоранты, лосьоны, шампуни). При этом белый цвет играет также немаловажную роль. Ведь белый — это цвет полной открытости, готовности воспринимать мир во всем его многообразии. Еще он хорош тем, что не несет никаких неприятных ощущений. Никаких негативных реакций, в отличие от черного, который зачастую подавляет и создает «тяжелое» ощущение. Вообще, черный — это цвет самопогружения: он помогает от всего отгородиться, замкнуться и сконцентрироваться на решении той или иной задачи. В то же время данный цвет способен настроить на меланхолию и уныние. В черном приходит ощущение одиночества и изоляции от окружающего мира. Иногда сочетание черного и красного используется в рекламе духов с сильными ароматами. Такой видеоролик вызывает у потребителя определенные ассоциации и помогает подтолкнуть его к покупке такого «загадочного» аромата.
Не менее важно использование и фиолетового цвета. Хотя применяется он довольно редко, однако именно этот цвет очень подходит людям творческим, способным создавать что-либо свое. Фиолетовый — цвет внутренней сосредоточенности. Этот цвет способствует внутреннему углублению: он поможет абстрагироваться от всего, в данный момент ненужного, и сконцентрироваться на главной проблеме. Особенно хорошо он смотрится на экране в сочетании с голубым, который тоже настраивает на область чувств, но более возвышенных, скорее платонических, нежели приземленных. Это цвет дружеской привязанности, родства душ. Голубой — цвет мира и всеобщей гармонии.
Примерно такой же настрой способен вызвать и розовый цвет, который усиливает чувства, делает нас более внимательными, ласковыми и чуткими. Он является прекрасным помощником в сфере межличностных отношений. Поэтому использование розовой гаммы в рекламе товаров для детей, семейных центров несет в себе положительный заряд, на который не может не отреагировать потребитель.
Однако немаловажно использование цвета и правильный подбор цветовой гаммы еще в одной сфере межличностных отношений –
создании имиджа.
Имидж.
В современном мире, в его меняющихся условиях постоянно возникает проблема формирования имиджа. Однако до сих пор многие воспринимают понятие «имидж» как визуальный образ, т.е. внешние его проявления. Но у имиджа есть две составляющие: внешняя и внутренняя. Наряду с внешним созданием образа не меньшее значение имеет образ внутренний.
Внешняя сторона имиджа понятна практически всем. Это цвет, форма и стиль – в целом, и гардероб, прическа, макияж, маникюр, аксессуары и т.п. – в частности. С внутренней частью имиджа. Но все же можно назвать некоторые слагаемые – поведение, речь, походка, мимика и жесты, умение излагать свои мысли, публично выступать и т. д. А чтобы полноценно создать имидж, нужно постараться достичь гармонии между внешней формой и внутренним содержанием.
Однако остановимся поподробнее на внешней стороне имиджа, как области, где «правильное» применение цветовой гаммы является необходимой составляющей.
Конечно, трудно поставить под сомнение важность правильного подбора цвета костюма, макияжа или волос. Но мало кто знает, что цвет является практически основополагающим критерием, определяющим сущность создаваемого имиджа. Наверное, многие удивятся, но на самом деле имидж – это, прежде всего, цвет. Согласно исследованиям американских психологов и социологов, при приеме на работу цветовая гармония в одежде гарантирует ее обладателю 50% положительного решения. Невероятно, но факт: при прочих равных условиях гармонично выглядящие люди значительно чаще выигрывают процессы в суде.
О сущности цветового восприятия задумывались многие художники и мыслители на протяжении всей истории человечества. Написано немало трактатов о цвете, в том числе и философских. Одним из самых величайших открытий в этой области является цветовой круг Иоганна Гете, великого немецкого поэта. Этот круг еще называют «магическим», т. к. Гете сумел рассчитать математическое соотношение гармонии цветов. Оказывается, понятие гармонии в цветах, как и все в этом мире, подчиняется строго определенным правилам. Например, комплект одежды будет выглядеть гармонично, если все присутствующие в нем цвета в своей сумме составят серый цвет. Это особый цвет, при котором наш зрительный нерв не раздражается, а отдыхает. На такой костюм можно смотреть сколь угодно долго, и он будет приятен, прежде всего, на подсознательном уровне, т. е. окружающие будут благоволить одетому в такой костюм, не осознавая истинных причин своего отношения.
Колористическая теория «Четырех времен года» Иоханнеса Иттена – это современный научно-практический труд, дающий необходимые знания в области прикладной колористики. Согласно этой теории, каждый человек рождается с определенным генетически закодированным цветовым пигментом, выражающимся в цвете волос, глаз и кожи. На основании таких параметров Иттен предложил условно разделить всех людей на четыре цветовых типа, названных по временам года – Зима, Лето, Осень и Весна.
Важнее и сложнее всего определить, к какому цветовому типу относится человек. Цветовые ошибки влекут за собой массу проблем. Можно выглядеть значительно старше своих лет: например, если летний цветовой тип покрасит волосы в черный цвет. Ошибка в выборе цвета может придать внешности вульгарность, например, если Весна предпочтет помаду из зимней цветовой палитры.
С одеждой дело обстоит еще сложнее. Костюм может быть модным и красивым, с великолепной линией, но при цветовом несоответствии все будет испорчено. Например, здоровый и отдохнувший человек будет выглядеть уставшим, обрюзгшим и больным, если летний цветовой тип наденет костюм болотного или кирпичного цвета. Костюм может просто «уничтожить», полностью подавить индивидуальность. Личность станет просто безликой вешалкой для одежды. Допустим, весенний цветовой тип наденет черный костюм. Окружающие просто решат, что у этого человека траур не потому, что он в черном, а, прежде всего, потому, что у него в таком костюме –несчастный, подавленный вид. Вряд ли это будет способствовать, например, карьере. И это несмотря на то, что черный цвет считается универсальным и является таким популярным.
Цвет тоже стал жертвой моды. Зачастую следуя ей, мы способны «уничтожить» свою индивидуальность. Если же ориентироваться на знание колористики, то внутри любой, даже самой немыслимой коллекции, всегда можно найти пусть одну вещь, но свою, создать тот имидж, который станет оправой для бриллианта под названием «личность».
И, наконец, важным аспектом в процессе работы над имиджем является психология цвета. Чуть выше уже было сказано об исследованиях Люшера в данной области. Его теория говорит о том, что символика каждого цвета уходит корнями в историю существования человека на Земле, т.е. восприятие цвета является психологически обоснованным. Правильное использование данного учения может помочь составить психологическую картину внутреннего мира человека.
Наличие тех или иных психологических проблем безусловно негативно сказывается на имидже. При прочих равных условиях человек даже с плохим настроением предстает в менее выигрышном свете, чем его оппонент. Не говоря уже о наличии серьезных внутренних комплексов. Поэтому в процессе работы над имиджем огромное внимание уделяется психологическому состоянию человека. Для этих целей были введены понятия «цветопсиходиагностика» и «цветопсихокоррекция».
Цвет помогает не только на этапе выявления причин возникновения какой-либо проблемы и при создании имиджа. Он помогает избавиться от самой проблемы. Цветопсихокоррекция призвана «восполнить» недостающие цвета в «психологической палитре» человека посредством более тесного контакта с этими цветами. Например, при снижении работоспособности, вялости и сонливости можно порекомендовать надевать почаще какой-нибудь аксессуар красного цвета. Важно, конечно, точно знать, какой именно оттенок красного необходим.
Итак, как вы уже успели понять, цвет необходим человеку как воздух. Различные его оттенки способны настроить личность на определенный лад, помочь в трудную минуту, поддержать, подавить какие-либо негативные эмоции и добавить немного радости.
Зачастую человек действует неосознанно. Покупает товары, которые вызывают у него положительную реакцию, сам не зная почему, надевает именно эту вещь и никакую другую, зачитывается ярким рекламным объявлением и т.д. и т.п. Такое воздействие на него оказывает всего лишь цвет.
Единственное, о чем стоит задуматься создателям рекламы, так это о том, что в разных странах цвет способен влиять на человека по-разному. К примеру, в Америке красный цвет ассоциируется с любовью, желтый — с процветанием, голубой — с верностью, белый олицетворяет чистоту, мир, а черный — символ сложности и чрезвычайной ситуации. В Австрии наиболее популярным является зеленый цвет, в Болгарии — темно-зеленый и коричневый, в Пакистане — изумрудно-зеленый, а в Голландии — оранжевый и голубой.
А вот, к примеру в Китае, как в стране восточной, красный цвет означает доброту и отвагу, черный — честность, а белый, в отличие от общепринятого европейцами символа чистоты и святости, ассоциируется с подлостью и лживостью.
Что касается России, то излюбленным цветом у нас всегда был красный, который испокон веку ассоциировался с богатством и любовью. И до сих пор ключевыми цветами на российском флагеостаются красный, белый (символ чистоты и духовного совершенствования) и синий (доблести и чести).
Таким образом, с помощью выбора определенного цвета можно управлять отношением потребителя к рекламе, а создавая необходимую цветовую среду, можно вызвать у потребителя рекламы требуемые эмоции. Главное – действовать в правильном направлении. |
|